Ключевой момент. То, что "главным" для вас является клиент, ставит все на свои места.
Не для меня, а для юзера. Юзер базу данных не видит (и не обязан знать о ее существовании). Он работает именно с клиентом. Именно поэтому клиент - главное. Особенно если сервер - вообще не нужен (как я считаю).
Вы не разработчик ПО и не очень разбираетесь в фактуре ИТ-отрасли (не обижайтесь на это, каждый из нас в чем-то не разбирается).
Пальцем в небо. Я как раз программист, и даже - не бывший (других программистов в моей фирме нету, а софт - выпускаем :) ).
Просто я не только программиcт и могу себе позволить поднять голову от кода и задуматься о более фундаментальных вещах (чего и Вам желаю).
Полагаю, что Вы являетесь специалистом в области методики преподавания.
Любой хороший прогораммист, начавший работать в какой-то конкретной предметной области, должен для успеха дела стать в этой области достаточно компетентным специалистом. Иначе будет худо... Это - азбучная истина. Если бы в свое время Сергей Нуралиев не стал бы "немного бухгалтером", не было бы сейчас никакой фирмы 1С. Спросите у его брата Бориса. Он мне это сам говорил в свое время (когда я тоже, было дело, занимался разработкой софта учетного, и Борис пытался меня пригласить к себе на работу). Очень жаль, если своего Сергея Нуралиева в направлении учебного софта нету. Крепость пришивания пуговиц костюм не спасает. Нужно шире и глубже смотреть на проблему.
А я, действительно, за 15 лет занятий учебным софтом отчасти стал И методистом. Это же просто неизбежно! С кем поведешься...
Даже в написании школьного учебника участие принял (как автор трех параграфов). Но программистом при этом быть - не перестал.
Поэтому мы с Вами и не понимаем друг друга конкретно в этом аспекте нашего общения. Для меня как айтишника очевидно, что ключевое в платформе - как раз модель данных и функционал серверных компонентов, а клиента к этому можно навернуть любого и при правильном подходе на любой технологии, будь то Delphi, Java, Python на Symbian, или web.
Вот-вот. Мы точно - не понимаем друг друга. Для успеха дела надо чуть-чуть наступить на горло своей айтишной песне, забыть (хотя бы частично и на время), чему тебя учили, и попытаться встать на позицию простого юзера конкретной предметной области. В данном случае - учителки МарьИванны, школьника Васи Пупкина. Понять, чего ОНИ хотят от ИКТ, и подумать как это лучше сделать. Без догм и притянутых за уши аналогий. А если априорно считать, что "база данных - главное", то прийти к моему выводу "база данных В ДАННОМ СЛУЧАЕ вообще не нужна" практически невозможно. Я в свое время (когда перешел от разработки софта учетного, в котором, ясное дело, база данных - главный элемент, к разработке софта мультимедийно-учебного), как-то смог понять, что почти весь мой прошлый опыт тут - скорее вреден, тут надо - иначе. Как - см. выше. Вы, боюсь, остаетесь в плену неудачных аналогий.
Ни учетный софт (1С:Предприятие), ни корпоративно-вузовские СДО (Moodle) не могут быть удачным прообразом для учебного софта для школьников.
Копировать их с незначительной адаптацией - это фатальная ошибка. Тут надо - принципиально иначе. Да, надо "танцевать" от главного в обучении - от методики. А методики в разных предметах - разные (одно дело - химия, совсем другое - английский, и т.д.). Поэтому единая платформа - тоже принципиальная ошибка. Платформ нужно делать несколько. Даже такой ярый сторонник SCORM и единой надпредметной платформы, как Джавад Аветисян, и тот на самом деле два разных "движка" тянет - один для языковых курсов, второй - для прочих. Ну не получается на практике одно с другим совместить! А я считаю, что и этого мало! Почти каждый школьный предмет достоин того, чтобы под него была написана своя небольшая "платформа". Тем более, что как Вы справедливо замелили, это - не так уж и трудно сделать. :)
А учетные компоненты (оценки, журнал и т.д.), их надо в единой надпредметной базе данных хранить. С этим спору нет. Но это будет маааленькая база (даже поменьше типичной бухгалтерской). Ее тоже очень нетрудно сделать (уже много раз сделана). Можно - и на платформе 1С:Предприятие (что уже давным-давно сделано Хронобусом).
Почему единый надпроедмтный плеер годится для систем корпоративно/вузовских и не годится для школьных?
Повторюсь: потому, что у типичных школьников - ПРИНЦИПИАЛЬНО иной уровень мотивированности. Они не боятся отчисления-увольнения (среднее образование - обязательное и бесплптное). Школьников надо УВЛЕЧЬ учебой. В том числе - и информатизированной. Иначе учебный процесс будет - сам по себе. а его информатизация - сама по себе (сугубо для "галочки", отчетности, показухи, как часто и есть на практике).
Унылые, однообразные, низкомультимедийные системы типа СДО (прочел экран текста - перешел к следующему, оветил на закрытый тест-"угадайку" - перешел к следующему) для школьников - это не решение. Безумно скучно и вредно для зрения. Любой "универсальный надпредметнеый плеер" в конечном счете сползает (в большей или меньшей степени) именно к такому бесполезному (т.е. вредному!) примитиву.
Почему не нужно учебный контент загонять в "надпредметные" стандарты типа SCORM и в единую надпредметную базу данных? Да потому, что контент во многих школьных предметах должен быть высокомультиемедийным (т.е. очень объемным). Именно мультмедийность (наряду с предметно-зависимой интерактивностью) - один из инструментов борьбы за интерес к учебе. Одно дело, когда в базе лежат ТОЛЬКО полученные оценки (журнал) и прочая мелкая цифирь. База - маленькая, все летает. А когда в единую надпредметную базу начинают пихать сотни и тысячи объемных надпредметно-стандартизированных zip-контейнеров, например, с видеороликами (которые деткам лучше показывать в HD качестве. они к этому качеству уже привыкли!), база просто умирает. Сколько ее не оптимизируй.
Ни малейшего желания ждать, пока все это распакуется-перепакуется и только потом начнет проигрываиться у нормального школьника нету.
Да и зачем вообще контент по английскому языку и химии в одну и ту же мегабазу загонять? Не вижу в этом смысла!
Я был бы не против неторопливо и обстоятельно "на нейтральной территории" данного форума поспорить на эту тему с представителями 1С. К обоюдной пользе. В любом случае - могло бы быть интерсно и полезно обменяться мнениями и аргументами.
ОК, я тоже не против.
ОК. Продолжим в начале августа.