Автор Тема: Новые тренды диктуют новые приоритеты  (Прочитано 4069 раз)

Оффлайн yaleks

  • Мастер
  • ***
  • Сообщений: 6 234
Уже анонсированы модемы, в которых сразу и WiFi и WiMax и LTE. На одном чипе. Подключайся к любой живой сети.
Уже нет этой проблемы.
э.. ну как бы не все в мегаполисахи и агломерациях  живут.

Оффлайн AlexK

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 79
э.. ну как бы не все в мегаполисахи и агломерациях  живут.
Это - да. Был забавный случай этой осенью. Один мой удаленный сотрудник (сельский учитель) не мог несколько дней результаты работы прислать: суслики единственный тамошний интернет перегрызли :). Но и это наладится постепенно. Зарезервируют, поглубже закопают...
Так ведь в сельской местности и свет пропадает нередко, еще почаще, чем связь. И ничего - живут и работают.
« Последнее редактирование: 07.03.2010 21:12:33 от AlexK »

Оффлайн aen

  • alt linux team
  • ***
  • Сообщений: 2 452
Через год-два с Цебита приедут наши чинуши с квадратными глазами и начнут всех учить, что весь мир уже переходит на SaaS, школы - в том числе.

Они уже прочитали то, что мы писали им четыре года назад и говорят про SaaS на всех совещаниях.

Цитировать
Сейчас надо УЖЕ начинать делать то, что "выстрелит" через пять лет.
Иначе - опять впопыхах лепить невесть что под "чутким руководством" высокопосаженных придурков а потом - сидеть у разбитого корыта (как вышло с ФЦИОРом).

Ну, мы уже начали, если вы еще не заметили. :-)

Оффлайн AlexK

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 79

Ну, мы уже начали, если вы еще не заметили. :-)

Пока - не заметил. Если вы Муддл инструментом для создания web-сервисов для школ считаете - то и не замечу...
Для школ нужен принципиально иной уровень масштабируемости и принципиально иной подход к формированию контента (предметно-зависимый!).
СДОшное "универсально"-гипертекстовое убожество школьникам заведомо не интересно (уровень мотивации у них не тот). Опять же сошлюсь на печальный опыт ФЦИОРа (там хоть и не СДО, но подход - близкий - погоня за всеми зайцами сразу).
Отчасти потому, что последние 10 лет учебный контент для школ упорно пытаются проигрывать какими-то "универсальными надпредметными плеерами", в школах продолжают использовать старые программы, разработанные ДО ТОГО, как эта дурацкая мода началась.
И хотя закономерность провала универсальных плееров хорошо видна (ну хотя бы на примере трех упомянутых линеек программ по математике и физике), никто не хочет ее замечать...
Не годятся универсальные плееры для школьного учебного контента! Черт прячется в деталях, методическая польза от ИКТ ловится на специфике каждого предмета. Иногда - даже темы. Кстати, у Киселева для трех разделов математики (планиметрии, стереометрии и алгебры) были написаны три РАЗНЫХ плеера.

И хотя у web-сервисов плеер будет как раз универсальный - голый браузер, но вот инструментарий, который будет генерить стандартный контент для каждого школьного предмета нужен - РАЗНЫЙ. Мамонты типа Муддла и других LMS и LMS-подобных систем на эту роль не тянут. Слишком "универсальны" и в итоге примитивны по сути. Для студенческого и корпоративного контента - годятся. Вполне. Для школ - нет.
« Последнее редактирование: 07.03.2010 23:54:50 от AlexK »

Оффлайн aen

  • alt linux team
  • ***
  • Сообщений: 2 452

Ну, мы уже начали, если вы еще не заметили. :-)

Пока - не заметил. Если вы Муддл инструментом для создания web-сервисов для школ считаете - то и не замечу...
Нет, конечно. Образование лишь одна из сфер нашей деятельности, мы разрабатываем системное ПО и решения на его основе, в том числе и для него. 

Оффлайн Storke

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 932
  • ОМСКАЯ ГРУППА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ LINUX
    • Центр российского образования
Реальный переход на веб-технологии произойдет тогда, когда Марьиванне купить дешевый компьютер будет выгодно.  Произойдет это тогда, когда с помощью этого компьютера она сможет заплатить за госуслуги, купить все нужное для ремонта и огорода. И компьютер этот должен стоить до 3-5 тыс. руб. и не быть смартфоном, по кнопкам которого не попадешь. Сейчас такой компьютер с монитором можно купить за 10-13 тысяч, это много. С появлением массовых железок на ARM они будут дешевле.
Что касается полного перехода школ на SaaS, то полагаю, что это не очень близкая перспектива. Даже на толстых каналах тот же Google Office не фонтан. Проблему же администрирования проще сейчас решить удаленным администстрированием школьного сервера и терминал-сервера. 

Согласен, что смартфон не годится. У нас уже 2 года назад по крупным селам установили терминалы на 2 рабочих места с двунаправленной спутниковой антенной. Предполагаю, что это как раз для Марьиванн для доступа в том числе и к госуслугам. Но до сих пор никто ими не пользуется. Никто так и не понял, зачем все это установили и потратили столько денег (не менее 150 т. на один терминал).
Согласен и в том, что сейчас проще админить удаленно школьный сервер. Но не из Москвы и даже не из областного центра. А из района. Это наиболее оптимальный вариант, так как одна связка, одна система управления, одно руководство. Следовательно, легче принимать оперативные решения, в том числе и типа "надо", если не будет достаточного финансирования (а его не будет). Надо готовить специалистов на уровне муниципалитета, в том числе и сертифицированных по ALT Linux. Система взаимодействия на уровне района уже отлажена, ей только нужно грамотно распорядиться. Мы в этом направлении пытаемся сейчас что-то сделать. Не уверен, что сможем на все 100% добиться нужного результата, но точно могу сказать, что помощи "сверху" ждать не приходится. У нас в министерстве сократили отдел информатизации, весь функционал переложили на Региональный информационно-аналитический центр. И это правильно. Но РИАЦ будет только координировать действия и давать указания, все остальное мы должны делать сами. В лучшем случае обучат малость.
Тише едешь - дальше будешь.

Оффлайн AlexK

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 79
Нет, конечно. Образование лишь одна из сфер нашей деятельности, мы разрабатываем системное ПО и решения на его основе, в том числе и для него.  
В том-то и фокус, что вы именно системное ПО разрабатываете, а (иногда) говорите, что в вашем школьном Линуксе, как в Греции, "все есть" (столько-то тысяч пакетов).
Но прикладного учебного ПО для школ уровня "Открытой Физики", "живых" курсов, "Математики" КУДИЦ и т.д. в Линуксе нет и УЖЕ не будет. Поэтому внедрение Линукса в школах возможно, но большей частью в кабинетах ннформатики (и то - с издержками). Ну и в серверной, конечно. Там Линукс - на месте. Но полученные в результате навыки поддержания сразу двух разных ОС сделает в итоге школьного админа слишком квалифицированным и дорогим для школы. Админ "пойдет на повышение", после чего и без того еле живая школьная информатизация окончательно пойдет прахом... Вот таким на практике я вижу результат внедрения в школах Линукса...
Против Линукса я ничего не имею, если бы видел возможность все школьные компьютеры на него перести - я бы линуксизацию приветствовал.
Но - не вижу такой возможности... А стояние "враскоряку" на двух платформах - это - бред. Это интересно только школьному админу, готовящемуся к уходу на более высокую зарплату.
В нынешних условиях для школ оптимальным решением "проблемы 2011 года" является Windows + виндовое СПО с сохранением единой платформы, эксплуатируемой "недорогим" админом (чаще всего - учителем информатики). 90% учителей информатики "не поднять" гетерогенную сеть, они и однородную виндовую еле-еле тянут...
Особняком - сельские школы. Там админу сменить работу много сложнее. В сельских школах толковые информатики вполне закономерно встречаются чаще, чем в городских. Возможно, сельским школам линуксизация - на пользу.
« Последнее редактирование: 08.03.2010 12:47:14 от AlexK »

Оффлайн mk

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 720
  • М.Э.Кушнир
    • M.Kushnir Sites
Согласен, что смартфон не годится. У нас уже 2 года назад по крупным селам установили терминалы на 2 рабочих места с двунаправленной спутниковой антенной. Предполагаю, что это как раз для Марьиванн для доступа в том числе и к госуслугам. Но до сих пор никто ими не пользуется. Никто так и не понял, зачем все это установили и потратили столько денег (не менее 150 т. на один терминал).
А я не согласен. Смартфон и близкие устройства очень быстро приживутся. Когда-то мобильник не могли освоить, а сейчас любая бабулька с ним управляется. Как только цены присядут, так и освоят.
А терминалы дополнить бы еще на такую-же сумму местной WiFi-сетью, а школьным ИТ-шникам взять над всем этим шефство - нести новые ИТ в массы: и самое настоящее ИТ-образование, и реальная польза людям, и авторитет, и стимул для освоения/обучения не только школьниками, но и их родителями.
cogito, ergo sum

Оффлайн mk

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 720
  • М.Э.Кушнир
    • M.Kushnir Sites
Но - не вижу такой возможности... А стояние "враскоряку" на двух платформах - это - бред. Это интересно только школьному админу, готовящемуся к уходу на более высокую зарплату.
Это не слишком согласуется с современными HR-теориями :)
Сегодня уже провозглашена ценность человеческого ресурса как наивысшая. Правда, на родных просторах такие идеи плохо приживаются, но жизнь заставляет - кадровых голод уже всех терзает на всех уровнях. Поэтому повышение квалификации - неизбежность. Если человек смотрит на сторону, лучший способ его удержать - обеспечить развитие на его рабочем месте.
Раскоряка происходит не от 2-х, 3-х, 10 платформ, а от руководства, которое привычно насилует. Большего бреда, чем ЗАСТАВИТЬ установить в школах Линукс, придумать было невозможно. Разве что, это специально сделано для отвращения от него.
Пока настольные системы есть, Линукс может брать надежностью и бесплатностью (стоимость владения для России пока еще "вещь в себе" - такими категориями не думают). Безусловный переходный этап - СПО на Винде.
Другое и более перспективное направление - удобный и надежный сервер с портальными приложениями. Серверы в школы пока идут неорганизовано. Я об это бился несколько лет и плюнул. Сейчас появились коробочные решения, которые чаще всего живут под Линуксами. Думаю, это был бы самый удачный вариант - "необслуживаемая" коробочка. Точнее, обслуживаемая по сети. Чтобы ничего в ней не напоминало компьютер. У Apple это Mac-mini. Есть РС-варианты самые разные. Есть мультимедиа-проигрыватели, которые еще и на телевизор выход имеют, а по сути - те же "необслуживаемые" серверы.
cogito, ergo sum

Оффлайн AlexK

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 79
Большего бреда, чем ЗАСТАВИТЬ установить в школах Линукс, придумать было невозможно. Разве что, это специально сделано для отвращения от него.
Согласен.

Пока настольные системы есть, Линукс может брать надежностью и бесплатностью (стоимость владения для России пока еще "вещь в себе" - такими категориями не думают). Безусловный переходный этап - СПО на Винде.
Другое и более перспективное направление - удобный и надежный сервер с портальными приложениями.
Портальные приложения (хорошие!) еще сделать надо. На это уйдет несколько лет. А пока такой сервер опять будет бассейном без воды: "учитесь, ныряйте, потом нальём!" То что уже есть по этой части никакой критики не выдерживает. Сделано впопыхах... Для галочки. Дикий шаг назад даже по сравнению с "вечно живыми" курсами, "Открытой физикой" и т.д. К тому же технология создания кроссплатформенных мультимедийных портальных приложений (а школьные приложения должны быть именно мультимедийными и кроссплатформенными) пока не устоялась. HTML5 - все еще в разработке. Флешь на том же iPad - не заработает (и под Линуксом работает кривовато)... Есть проблемы.

А пока хорошие портальные приложенния будут делаться, как раз оптику до последней деревни Гадюкино деведут и всякие десктопы и серверы в школе потеряют актуальность. Вся информатизация будет жить по сети в iPade (или чем-то аналогичном), лежащем в ранце у школьника (и на столе у учителя). А то - и в кармане (смартфоны). Ну, и доски, конечно, будут интерактивные. Со встроенным браузером но БЕЗ компьютера, который надо админить.
Да, использоваться будут именно портальные приложения, но - сервер будет один сразу на всю страну, а не в конкретной школе.
Вернее - серверов будет много - от разных поставщиков контента и сервисов (в том числе и учетных - журналы, расписания). На любой вкус.
И доступ к сервисам станет надежным (хочешь - через школьную WiFi сеть, хочешь - через "наружную" WiMax/LTE).
Собственно, вся ВНУТРИшкольная информатизация должна (со временем) свестись к установке точек доступа WiFi (да и это в городах быстро отомрет, когда цены на WiMax/LTE станут символическими, а покрытие - всюду плотным)...
« Последнее редактирование: 08.03.2010 13:55:33 от AlexK »

Оффлайн mk

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 720
  • М.Э.Кушнир
    • M.Kushnir Sites
Вот, только не надо тренды, которые могут повернуться и так, и эдак в реальности, превращать в "крест судьбы". Вы сами напомнили о том, что в глубинке и свет могут отрубить. Что уж говорить о канале в Тырнет? А потребность в сервере всегда была и будет. А раньше не было серверов, т.к. Марьванн боялись - ей бы с обычным компом сладить. Но уже и серверы можно строить заметно более простые в обслуживании, и Марьванны уже от компа не шарахаются, и вменяемые люди на местах есть, которые в состоянии подрулить их издалека по сети.
Есть задачи, которые лучше вешать на внешние сервера (некритичные по скорости доступа), а есть, требующие оперативного доступа. Внешние могут быть и у отдельных провайдеров, и "витать в облаках", которые становятся все более модными, - конечному пользователю это до балды. А свое должно быть при себе, но оно должно быть попроще в обслуге и понадежнее. А будет это умным прокси или тупым файлообменником - это уже вопрос технологий, которые вполне можно строить уже сейчас. И Линукс вполне в состоянии эту нишу начать занимать.
Портальные приложения совсем не обязательно должны жить на флеше или ждать пришествия HTML5...6...7. И Moodle смешно игнорировать из-за сказок о счастливом будущем: он сейчас в моде, его легко начать использовать и ощущать себя в общем потоке. Мне он не нравится, но мне и туфли-кирпичи, равно и туфли-копья, не нравятся: люди используют, что хотят. Навык работы с Moodle, безусловно, пригодится в светлом будущем, т.к. новые технологии будут использовать этот бесценный опыт - нет иных способов развития, как на основе опыта.
cogito, ergo sum

Оффлайн AlexK

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 79
Цитировать
Но учителю не просто картинка или ролик нужны, учителю нужен комплексный инструмент, четко привязанный в учебному плану, чтобы к каждому уроку были подобраны, описаны в методичке и готовы к работе необходимые и реально полезные инструменты (в разных предметах - свои, сильно разные).

Примеры?
Себя рекламировать не считаю нужным. Ссылку пошлю в личку.

Так что насчет GeoGebra?
Вполне возможно, что GeoGebra это как раз один из первых онлайновых web-сервисов, похожих по функционалу на "живую геометрию" и "Планиметрию" Кудиц, "Открытую математику" Физикона. Тут судить должны учителя математики. И кто-то должен методички, сценарии уроков и прочее написать. На русском языке!  Я же историей занимаюсь. :)
Появление  (как факт) - радует. Платформа понятна - джава. Везде ли она в тонких web-клиентах будет? Не знаю...
В закладки - положил. Будем на досуге изучать.
Но в любом случае рановато при наших каналах пока на web-сервисы пересаживаться.
Я ведь про "через 5 лет" пишу... У нас _пока_ локально - лучше - каналы не дадут комфортно работать.
Когда я писал про большой выбор web-сервисов - я имел ввиду то, во что эта GeoGebra может за 5 лет превратиться.
Кстати, позор нашим математикам: у GeoGebra даже нет русскоязычного раздела форума. Иранский - есть...
« Последнее редактирование: 08.03.2010 19:33:53 от AlexK »

Оффлайн AlexK

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 79
Портальные приложения совсем не обязательно должны жить на флеше или ждать пришествия HTML5...6...7.
Если стремиться к хорошей масштабируемости (а к ней надо стремиться), то акцент должен быть на работу на клиенте.
Тут написанные на PHP/MySQL LMS отдыхают. Особенно если контент - мультимедийный (объемный).

И Moodle смешно игнорировать из-за сказок о счастливом будущем: он сейчас в моде, его легко начать использовать и ощущать себя в общем потоке. Мне он не нравится, но мне и туфли-кирпичи, равно и туфли-копья, не нравятся: люди используют, что хотят. Навык работы с Moodle, безусловно, пригодится в светлом будущем, т.к. новые технологии будут использовать этот бесценный опыт - нет иных способов развития, как на основе опыта.
Moodle хороша для кружка любителей информатики. Для вузов - приемлема. Для школ - нет. Категорически. И по масштабируемости и по ориентации на примитивный СДО-шный контент. Попробуйте создать на базе Moodle что-то подобное "Математике" КУДИЦ. Это - принципиально невозможно.

Оффлайн mk

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 720
  • М.Э.Кушнир
    • M.Kushnir Sites
Коллега, Вы все правильно говорите, но, кроме технических соображений, существует психология. Если у человека есть желание сделать нечто, пусть делает. Не получится, не понравится - будет делать что-то другое. Moodle сегодня модная фишка. Просто, Вы по той же психологии, в первую очередь, смотрите на проблему со своей колокольни, а Вашей "игрушке" нужны медиаресурсы. В той же GeoGebra есть явовский движок, который можно скачать на машину и не терзать сеть. Соответственно, задания могут быть в Moodle, а решать их будут локально.
cogito, ergo sum

Оффлайн AlexK

  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 79
GeoGebra -- это не web-сервис.
Да, не сервис. Но просто в браузере - уже работает. Возможно, станет постепенно полноценным сервисом (правда, с JVM "в нагрузку", что сразу сужает выбор клиентского железа, на iPad'e - не заработает, как и флеш).

Согласен с Вами, что через 5 лет <...> Но проблема есть сейчас.
Проблема у тех, кто перескакивает на Линукс, понадеявшись на авось и ФЦИОР. У остальных - только проблема продления лицензии ОС.
Более простая проблема.