Автор Тема: Россия в облаках  (Прочитано 56405 раз)

Оффлайн AlexK

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Россия в облаках
« Ответ #45 : 26.03.2010 12:32:53 »
Насчёт низкого уровня информатиков это вы погодите, не путайте его с сисадмином.
Это не я путаю. Это директора школ вынуждены путать (не физкультурника же админом назначать?).

Теперь касаемо домашних заданий, вы можете сказать чего они задают? Больше напечатать реферат, доклад или создать простенькую толковую презентацию?
Ну, например, пезентацию. Сделели дети презеентацию дома, вставили в нее видео, звук, а на школьном Линукс-компьютере получили разъехавшиеся шрифты и исчезнувшие звук и видео (вы не пробовали презентации с мультимедиа из PowerPoint в Impress передавать?)...
Доложить на уроке о выполненном дома творческом задании в итоге - не смогли. В другой раз - и делать ничего не будут...
Похожая история и с флешем: ролик, который под Windows летает, под Линуксом (да еще на слабом школьном железе) будет еле шевелиться. Это давно и хорошо известно. И делать их в школе станет невозможно - аналога флеша в Линуксе вообще нет.
А некотые учителя деткам сейчас и обучающие программы для работы дома потихоньку выдают, указывая, что именно с этими программами делать надо (пиратируют, конечно :) ). Как учителя сами будут с этими программами в школе работать (под WINE - не выйдет)?

Еще раз говорю не надо проблему с отсутствием толковых учителей, замазывать выбором ОС. Она тут совершено не причём.
Очень даже причем! Учителя только-только с грехом пополам начали втягиваться в продуктивную работу с ИКТ. И тут им - бабаах - выкиньте все наработанное, начинайте "с центра поля". Зачем? Да еще какие-то волосатики-евангелисты лапшу на уши про мифическую свободу вешают.

И еще да будут трудности, но на мой взгляд СПО, позволит как раз отфильтровать учителей по ИКТ способностям, перевести в порядок информатизацию образования.
Линукс - это фильтрационный лагерь на пути к свободе? Неарийцев (всех не желающих ядро компилить) - в печи! Круто, образ удачный.

Да пусть там где есть сисадмины и толковые учителя в школах сами решают как им работать, а другие потянутся, и это единственный шанс. Иначе "папуасия", хотя может уже сейчас поздно, с каждым годом шанс всё меньше и меньше.
Если дать учителям самим решать, то Линукс будет в тех же 0,5% школ, где он всегда и был. И это будут много разных "неправославных" Линуксов.
В том-то и беда, что Линукс, как кукурузу - насаждают. Насильно.
И ничего хорошего из этого получиться не может. Как уже не получилось в Вене, как плохо получается в Мюнхене.

За рубкжом много ГОВОРЯТ о переходе школ и других госструктур на Линукс. Но у них это - не более чем способ сторговаться с MS о хороших ценах. А у нас, глядишь, и всерьез начнут тундру под под кукурузу распахивать...
« Последнее редактирование: 26.03.2010 13:28:21 от AlexK »

Оффлайн Ckala

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 242
Re: Россия в облаках
« Ответ #46 : 26.03.2010 13:24:53 »
Это не я путаю. Это директора школ вынуждены путать (не физкультурника же админом назначать?).
А вот тут, не работает, пугать информатика, в основном зарплата у него не та чтобы пугать.
Учителя информатики не такие лопухи, чтобы нести весь груз информатизации в школе. Пугалки уже не работают.
Ну, например, пезентацию. Сделели дети презеентацию дома, вставили в нее видео, звук, а на школьном Линукс-компьютере получили разъехавшиеся шрифты и исчезнувшие звук и видео (вы не пробовали презентации с мультимедиа из PowerPoint в Impress передавать?)...
А некотые учителя деткам сейчас и обучающие программы для работы дома потихоньку выдают, указывая, что именно с этими программами делать надо (пиратируют, конечно :) ). Как учителя сами будут с этими программами в школе работать (под WINE - не выйдет)?
Фантазировать не надо, этого нет(нет домашних презентаций с видео и звуком, нет раздачи обучающих программ) в школах, ну по крайней мере нашего района. Нормальный учитель, до этого не додумается.
Очень даже причем! Учителя только-только с грехом пополам начали втягиваться в продуктивную работу с ИКТ. И тут им - бабаах - выкиньте все наработанное, начинайте "с центра поля".
Опять, двадцать пять. Продуктивной работы не было, например на курсах  ИКТ зачем то были обучены всё учителя предметики: физкультура, труд, начальные классы, музыки, спрашивается зачем? Чтобы отчеты и планы те умели печатать? Сегодняшние реалии таковы, что новые версии ПО требуют нового обучения. Конечно надо владеть ИКТ-компитентностью, но это дело должно быть добровольным, и учитель должен знать что это ему даст. По остальному я не буду вам отвечать, т.к не понимаю, что вы вообще делаете в этом форуме, если так всё плохо как вы пишите.

Оффлайн AlexK

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Россия в облаках
« Ответ #47 : 26.03.2010 13:40:03 »
По остальному я не буду вам отвечать, т.к не понимаю, что вы вообще делаете в этом форуме, если так всё плохо как вы пишите.
Пытаюсь предупредить тех, кому заморочили голову, что они кукурузу в тундре сеют.
А плохо-то как раз у Вас (судя по Вашим репликам, которые Вы пытаетесь обобщить на всех).

Например, мультимедийные презентации в школах очень даже делают. И уже - много лет.
См. http://forum.altlinux.org/index.php/topic,791.0.html

И кружки "юных флешеров" в школах встречаются. Пока. В случае перехода на Линукс их придется прикрыть.
См. http://forum.altlinux.org/index.php/topic,67.0.html
« Последнее редактирование: 26.03.2010 13:46:12 от AlexK »

Оффлайн Ckala

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 242
Re: Россия в облаках
« Ответ #48 : 26.03.2010 13:45:55 »
По остальному я не буду вам отвечать, т.к не понимаю, что вы вообще делаете в этом форуме, если так всё плохо как вы пишите.
Пытаюсь предупредить тех, кому заморочили голову, что они кукурузу в тундре сеют.
А плохо-то как раз у Вас (судя по Вашим репликам, которые Вы пытаетесь обобщить на всех).
Например, мультимедийные презентации в школах очень даже делают. И уже - много лет.
См. http://forum.altlinux.org/index.php/topic,791.0.html
Не надо перевирать мои слова, я вам ответил по домашнему заданию, читайте внимательно. А так ясно вы никогда в школе не работали, и не понимаете учебный процесс. Вы хоть знаете что такое кружок по информатике?
« Последнее редактирование: 26.03.2010 13:48:10 от Ckala »

Оффлайн Skull

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 20 169
    • Домашняя страница
Re: Россия в облаках
« Ответ #49 : 26.03.2010 15:22:42 »
Ведь если доля iPad'ов будет расти так же весело, как в свое время взлетала доля iPhon'ов, то тут лично мы (и не только мы) рискуем оказаться несколько на обочине...
Это мечты. iPad не будет востребован даже на уровне iPhone. Если iPhone ничего не смог переломить, то iPad — тем более.
Андрей Черепанов (cas@)

Оффлайн AlexK

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Россия в облаках
« Ответ #50 : 26.03.2010 17:48:59 »
Ведь если доля iPad'ов будет расти так же весело, как в свое время взлетала доля iPhon'ов, то тут лично мы (и не только мы) рискуем оказаться несколько на обочине...
Это мечты. iPad не будет востребован даже на уровне iPhone. Если iPhone ничего не смог переломить, то iPad — тем более.
Вы не совсем правы. iPhone переломил хребет WindowsMobile (заставил MS писать ее заново).
А ещё iPhone как платформа для web-серфинга конкурирует с гораздо более массовой Symbian и даже с десктопным Linux.
http://trends.spylog.ru/global-statistic-os/
И это - В РУНЕТЕ (т.е. на территории, где продажи iPhone "провалились").
А iPad для серфинга получше годится, чем iPhone.
Посмотрим, уже в апреле первые несколько сотен (сотен!) тысяч юзеров сие устройство опробуют (они его уже "вслепую" купили)
и ситуация прояснится. Возможны всякие варианты. Ажиотаж Джобс создавать умеет. iPad даже букмейкеры рекламируют:
http://www.overclockers.ru/hardnews/36561/Smozhet_li_Apple_pobit_rekord_prodazh_iPhone_pri_pomoschi_iPad.html

Я не исключаю даже такого (очень неприятного для меня!) развития событий, что уже к концу текущего года iPhone + iPad как платформа для разработчика учебного софта станут более актуальны, чем Линукс (а через пару лет это случится почти наверняка - от iPadов многие ждут "телефонных" объемов продаж, убивающих рынок ныне массовых десктопов). И судить буду не по показушным "историям успеха". а по реальной статистике серфинга.
« Последнее редактирование: 26.03.2010 19:44:28 от AlexK »

Оффлайн Storke

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 932
  • ОМСКАЯ ГРУППА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ LINUX
    • Центр российского образования
Re: Россия в облаках
« Ответ #51 : 26.03.2010 22:41:37 »
Очень трудно разговаривать с человеком, который о школе ничего не знает и пытается выдавать свои коммерческие интересы за заботу о школе.
Далеко ходить не буду. Приведу пример, как Майкрософт сама рубит сук на котором сидит. Зачем было менять привычный интерфейс 2003 офиса на 2007? Людям неудобно! К тому же домашние "заготовки" на пиратском 2007 не читаются на школьных компьютерах, где стоит 2003. Только не надо говорить, что для этого можно скачать патч. Не я, а учителя мне задают вопрос: зачем Майкрософт так поступила? Ответ простой: ставьте Open Office, там читается и тот, и другой формат. Ставят, и, действительно, читается.
Про вирусы, которыми кишат домашние компьютеры я умолчу. Народ привык к халяве, ставит халявную Винду, офис, Касперского (который быстро в черный список заносит), а потом удивляются, почему компьютер виснет, почему какие-то окошечки интересные всплывают. Не работа, а вечная борьба с последствиями.
Кто хоть раз поработал в Интернете из Линукса и научился сохранять нужную информацию на свою флешку, тот на Винду смотрит, как на дырявое корыто. У нас в методическом кабинете стоят ПК с OEM-лицензией ХР. И методисты уже просят перевести их только на Линукс и убрать Винду. Но мы это делать не будем в данном случае, оставим 2 ОС. Чтобы была альтернатива. Мало ли какие программы и файлы будут присылать наше министерство. А вот по школам мы наладим обмен информацией уже на основе свободных форматов. Не сразу, а постепенно.
Да, у Линукса есть свои проблемы. Но я, как человек, много лет проработавший в школе, могу сказать, что Линукс в школах приживется. Никто не говорит, что это произойдет завтра и одномоментно.
Тише едешь - дальше будешь.

Оффлайн AlexK

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Россия в облаках
« Ответ #52 : 26.03.2010 23:31:52 »
Очень трудно разговаривать с человеком, который о школе ничего не знает и пытается выдавать свои коммерческие интересы за заботу о школе.
Далеко ходить не буду. Приведу пример, как Майкрософт сама рубит сук на котором сидит. Зачем было менять привычный интерфейс 2003 офиса на 2007? Людям неудобно! К тому же домашние "заготовки" на пиратском 2007 не читаются на школьных компьютерах, где стоит 2003. Только не надо говорить, что для этого можно скачать патч. Не я, а учителя мне задают вопрос: зачем Майкрософт так поступила? Ответ простой: ставьте Open Office, там читается и тот, и другой формат. Ставят, и, действительно, читается.
Про вирусы, которыми кишат домашние компьютеры я умолчу. Народ привык к халяве, ставит халявную Винду, офис, Касперского (который быстро в черный список заносит), а потом удивляются, почему компьютер виснет, почему какие-то окошечки интересные всплывают. Не работа, а вечная борьба с последствиями.
Кто хоть раз поработал в Интернете из Линукса и научился сохранять нужную информацию на свою флешку, тот на Винду смотрит, как на дырявое корыто. У нас в методическом кабинете стоят ПК с OEM-лицензией ХР. И методисты уже просят перевести их только на Линукс и убрать Винду. Но мы это делать не будем в данном случае, оставим 2 ОС. Чтобы была альтернатива. Мало ли какие программы и файлы будут присылать наше министерство. А вот по школам мы наладим обмен информацией уже на основе свободных форматов. Не сразу, а постепенно.
Да, у Линукса есть свои проблемы. Но я, как человек, много лет проработавший в школе, могу сказать, что Линукс в школах приживется. Никто не говорит, что это произойдет завтра и одномоментно.
Судя по Вашим постам создается впечатление, что компьютеры в Вашей школе - это ТОЛЬКО пишущие машинки для подготовки справок-отчетов. И - не более того. Если картина, действительно, столь печальная, то, согласен, Линукс+OOo более-менее может заменить Windows+MSO.
Но на этом вся информатизация и остановится. Причем - навсегда...

Оффлайн Centuriones

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 157
  • Инженегр
Re: Россия в облаках
« Ответ #53 : 27.03.2010 02:13:10 »
2 AlexK

А вот вы можете объяснить простую вещь: для чего компьютер нужен на уроках в школе, кроме информатики?

Реально его применение в некоторых дисциплинах противопоказано (русский язык и литература, математика, физика, химия, черчение, рисование), а в других это некоторое подспорье, кое-что упрощающее, но без которого можно прекрасно обойтись.
«Programming is like sex: one mistake and you have to support it for the rest of your life.» (C) Rickard Andersson, PunBB Developer.

Оффлайн Ckala

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 242
Re: Россия в облаках
« Ответ #54 : 27.03.2010 07:04:15 »
Еще раз напишу, проблема нашего образования это отсутствие толковых кадров на всех уровнях. Отсутствие системных администраторов, если бы была бы проявлена воля государства то вместе с поставками железа в школы, эту проблему пытались бы решить было бы проще. В большинстве случаев, в школах так и не ведена эта должность, не было финансирования более менее компетентные руководители школ пытаются решить эту проблему. Сейчас же пытаются идти по пути, поголовной ИКТ-компитентности, что-бы учитель любого предмета знал досконально и ПК и способы его настройки(+ всё что умеет профессиональный пользователь + навыки сисадмина), я ещё удивляюсь как не догадались к каждому АРМ Учителя подключать интернет-модем.(не по локальной школьной сети, а на каждый ПК). Еще не вечер с usb-модемами, уже такие вещи начали, случатся в школах. Более менее продвинутые учителя начали покупать и таскать с собой эти штуки в школу, и это при заявлениях нашего руководства страны, что всё школы подключены к Интернету.
Теперь по учителям информатики, еще не прошло и 10 лет с того момента как появились в школах персональные ПК, до этого были безмашиные уроки и кому повезло-это «Поиски», БК, и т.д. И образование было лучше, и такая текучесть кадров учителей информатики-математики не наблюдалась.
Не было еще дополнительной нагрузки на учителей предметников в виде пресловутой ИКТ-компитентности: они не понимают, что сидя дома набирая текст, или презентацию для школы они плюсом взяли на себя неоплачиваемый труд(кстати учится тоже труд, просто кто то понимает для чего он учится, а кто то нет). Учителей просто загнали на курсы ПК с пугалками, что без корочки не будет аттестации. Но скажу вам и тут как в случае с информатиками, начинается активное недовольство учителей, и как бы не получилось так, что и они начали уходить из школы.(даже то малое которое приходить сегодня в школы). Вот такая реальная картина в школах.
А разработчики ПО, всегда преследуют коммерческий интерес. Минус для MSFT отсутствие сисадминов в школах, минус  для(СПО и Линукс) отсутствие толковых учителей информатики. Если бы учителя информатики в массе своей обладали нужными знаниями, то уже шансов у MSFT  не было бы, какими бы не были поставки ПО(платными или бесплатными). У меня всё.
« Последнее редактирование: 27.03.2010 07:17:44 от Ckala »

Оффлайн AlexK

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Россия в облаках
« Ответ #55 : 27.03.2010 10:17:04 »
2 AlexK

А вот вы можете объяснить простую вещь: для чего компьютер нужен на уроках в школе, кроме информатики?

Реально его применение в некоторых дисциплинах противопоказано (русский язык и литература, математика, физика, химия, черчение, рисование), а в других это некоторое подспорье, кое-что упрощающее, но без которого можно прекрасно обойтись.
Об этом Вам лучше поговорить с теми учителями физики (их - много тысяч!), которые уже 15 лет не могут вести уроки без интерактивных моделей (сначала из "Физики в картинках" Физикона, потом - из "Открытой физики" и т.д.), с теми учителями истории, которые уже 10 лет пользуются нашей "Историей", с теми учителями математики, которые примерно столько же лет пользуются "Открытой математикой", "Математикой" Кудиц, "Живой геометрией" и т.д. С учителями химии, котрые примерно те же 10 лет используют "Открытую Химию", разработки из Йошкар-Олы и т.д.
Об иностранных языках я вообще молчу - там можно перечислять десятки наименований полезных программ. По русскому языку - тоже есть кое-какие полезные тренажеры (увы, преступно мало).
А для рисования кое-что полезное даже в Линуксе есть. :) Для черчения (не совсем школьный предмет, но вы его упомянули) - есть Компас (не учебная программа, но приспособить можно). И т.д.
Разумеется, на уроках литературы, физкультуры, музыки, ИКТ не нужны совсем или почти не нужны. Тут - спору нет.
На уроках географии, биологии (по которым хорошие учебные программы могли бы появиться, но, насолько мне известно, так и не появились) - тоже.
И тех учителей любых предметов, которые работать с ИКТ САМИ не хотят навязывать ИКТ-интрументы - не стоит. Проку не будет. Проверено.
Но и лишать уже привычных инструментов тех учителей, кто с ИКТ уже давно и успешно работает, снова превращать многоцелевой компьютер с Windows в пишущую машинку с Linux - глупо и преступно.
« Последнее редактирование: 27.03.2010 12:41:29 от AlexK »

Оффлайн AlexK

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Россия в облаках
« Ответ #56 : 27.03.2010 10:36:31 »
Не было еще дополнительной нагрузки на учителей предметников в виде пресловутой ИКТ-компитентности: они не понимают, что сидя дома набирая текст, или презентацию для школы они плюсом взяли на себя неоплачиваемый труд(кстати учится тоже труд, просто кто то понимает для чего он учится, а кто то нет). Учителей просто загнали на курсы ПК с пугалками, что без корочки не будет аттестации. Но скажу вам и тут как в случае с информатиками, начинается активное недовольство учителей, и как бы не получилось так, что и они начали уходить из школы.(даже то малое которое приходить сегодня в школы). Вот такая реальная картина в школах.
С этим - согласен. Принудиловка - это сплошной вред. Использованеи ИКТ учителями-предметниками должно быть или добровольным, или - никаким. Но компетентность - через Е пишется.

А разработчики ПО, всегда преследуют коммерческий интерес. Минус для MSFT отсутствие сисадминов в школах, минус  для(СПО и Линукс) отсутствие толковых учителей информатики. Если бы учителя информатики в массе своей обладали нужными знаниями, то уже шансов у MSFT  не было бы, какими бы не были поставки ПО(платными или бесплатными). У меня всё.
Разработчики ПО уже давным-давно поняли, что никакого коммерческого интереса в разработке учебного ПО для школ нету (учителя слишком бедные и консервативные, а чиновники - слишком вороватые). Для кого важна только прибыль из этого депрессивного сектора уже давно ушли (или вошли в тесную, но малополезную для школ "кооперацию" с вороватыми чиновниками). Остались те, для кого это - скорее хобби (кто имеет иные источники дохода и может себе позволить вести достаточно дорогие разработки для школ без всякой надежды на их окупаемость). Поэтому в последние годы так мало полезных учебных программ появляется. Так что ваша сентенция про корыстолюбие разработчиков ПО - сугубо от плохого знания вопроса.
« Последнее редактирование: 27.03.2010 12:53:15 от AlexK »

Оффлайн Ckala

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 242
Re: Россия в облаках
« Ответ #57 : 27.03.2010 12:51:45 »
Об этом Вам лучше поговорить с теми учителями физики (их - много тысяч!), которые уже 15 лет не могут вести уроки без интерактивных моделей (сначала из "Физики в картинках" Физикона, потом - из "Открытой физики" и т.д.), с теми учителями истории, которые уже 10 лет пользуются нашей "Историей", с теми учителями математики, которые примерно столько же лет пользуются "Открытой математикой", "Математикой" Кудиц, "Живой геометрией" и т.д. С учителями химии, котрые примерно те же 10 лет используют "Открытую Химию", разработки из Йошкар-Олы и т.д.
Но и лишать уже привычных инструментов тех учителей, кто с ИКТ уже давно и успешно работает, снова превращать многоцелевой компьютер с Windows в пишущую машинку с Linux - глупо и преступно.
А кто их лишает уже привычных инструментов? Пусть работают(если очень подсели), если не работает под Линукс, надо разобраться с легальностью ПО в школе, и вперед, если так привыкли. Для справки: в большинстве случаев, разработки физики  и химии используют в школах в тех случаях, когда реальных моделей нет, замена интерактивными моделями, убивает всякий творческий интерес у школьников. Лично я против повального увлечения интерактивными моделями. Вы работали на лабораторных комплексах (со своим ПО, конечно и там MSFT преобладает, но их просто так раздавать школам не будут)? Мне кажется, вы понятие СПО и  Линукс кидаете в одну корзину.  И еще на схожих форумах(по теме, которую мы с вами обсуждаем), есть и учителя и сисадмины школ(редко в школе но есть), а вот присутствия администраций школ, за исключением некоторых продвинутых зам.дир по информатизации не наблюдается, поэтому наши с вами тут разговоры не к чему не приведут. А проблемы с ПО(легальностью его в школе) это проблема администрации школ, при любой ОС, повторяю это только инструмент в школе, как его применять должна решать школа. Последние изменения в области изменения статуса школ об этом говорят(Автономные уч).
p/s Кстати я Физик.
« Последнее редактирование: 27.03.2010 13:54:51 от Ckala »

lx001

  • Гость
Re: Россия в облаках
« Ответ #58 : 27.03.2010 15:51:20 »
Об этом Вам лучше поговорить с теми учителями физики (их - много тысяч!), которые уже 15 лет не могут вести уроки без интерактивных моделей (сначала из "Физики в картинках" Физикона, потом - из "Открытой физики" и т.д.),
...
с теми учителями математики, которые примерно столько же лет пользуются "Открытой математикой", "Математикой" Кудиц, "Живой геометрией" и т.д. С учителями химии, котрые примерно те же 10 лет используют "Открытую Химию",
Вы даже не можете  представить, где, при каких обстоятельствах, с какими последствиями может произойти этот разговор.
Всему свое время.
Цитировать
Об иностранных языках я вообще молчу - там можно перечислять десятки наименований полезных программ.
Возможно.
Цитировать
По русскому языку - тоже есть кое-какие полезные тренажеры (увы, преступно мало).
А то. Поголовная безграмотность -- от недостатка электронных тренажеров по русскому языку.
Цитировать
А для рисования кое-что полезное даже в Линуксе есть.
Карандаш и бумагу уже в ядро включили?
Цитировать
Для черчения (не совсем школьный предмет, но вы его упомянули) -
Уже выбросили из школьной программы?
Цитировать
Но и лишать уже привычных инструментов тех учителей, кто с ИКТ уже давно и успешно работает
Объективный критерий успеха есть?
Цитировать
... многоцелевой компьютер с Windows 
Как известно, компьютером под управлением Microsoft(R) Windows(tm), гвозди забиваются на 71.828% успешнее, чем микроскопом.

Оффлайн AlexK

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 79
Re: Россия в облаках
« Ответ #59 : 28.03.2010 01:07:46 »
Объективный критерий успеха есть?
Разумеется. Победы на олимпиадах. Средние баллы на ЕГЭ, конкурс на поступление в данную школу (и такое бывает). Критерии несовершенные, но - есть.

Цитировать
... многоцелевой компьютер с Windows 
Как известно, компьютером под управлением Microsoft(R) Windows(tm), гвозди забиваются на 71.828% успешнее, чем микроскопом.
[/quote]
Как известно под Линукс - много программ. Но при этом - исчезающе мало реально полезных в шольном учебном процессе (не считая информатики).
Переход на Линукс для учителей-предметников - это ныряние в почти пустой бассейн.